Российские пиарщики рассказали как попали в профессию

Накануне дня пиар-специалиста публикуем опрос представителей этой важной профессии, эксперты MAS-PR провели исследование среди коллег по цеху и выяснили, как именно попадают пиарщики в профессию. Саммари — пиар многогранная и увлекательная деятельность, однако основные навыки пиарщики получают в процессе работы, а не на студенческой скамье.

Оказалось, что большинство российских коммуникаторов имеет журналистские корни, но в пиар пошли ради заработка.  

Инна Анисимова, генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner:

Мое первое знакомство с профессией произошло во время учебы на журфаке Новосибирского университета. Тогда я стала подрабатывать пиарщиком в ивент-агентстве, продвигала конференции. Но уже после окончания вуза, когда я работала журналистом, я поняла, что столько денег, сколько я хочу, в журналистике мне не заработать быстро. К тому же я понимала, что родители не обеспечат меня всем тем, что я хочу, и что мне надо найти какую-то область, где я смогу не только применить те навыки и знания, которые у меня появились после получения образования, но также смогу зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать себя и свою семью. 

 Последние опросы как раз показывают, что российские компании испытывают дефицит квалифицированных кадров в маркетинге и пиаре. Для тех, кто хочет развиваться в данной сфере, сегодня созданы идеальные условия. Главное — не упустить этот момент.

 Анастасия Демичева, зам председателя Союза Пиарщиков России по Санкт-Петербургу. Ведущий мастермайндов по пиару и президент ассоциации «Лучшие таланты»:

Мой путь в пиар начался с отторжения профессии, как тепленьких мест для дочек босса, пересылающих почту и подающих кофе на интервью, и довел меня до преподавания и проведения Всероссийского Петербургского Пиар-Саммита. 

 С 13 лет я мечтала быть журналистом, была юнкором в газете «Пять углов», думала только о журфаке, а поступив на вечернее отделение СПбГУ — днем работала в газетах, а вечером бежала на лекции. Однако получив диплом журналиста я несколько охладела к профессии, увлеклась научной работой по исследованию образа политического лидера и стала преподавать студентам. О пиаре как о профессии я задумалась, работая на кафедре периодической печати в альма матер — если честно, меня не устраивала зарплата в 20 тысяч рублей и я стала в любой удобный момент посещать лекции по пиару. Тогда обсуждая перспективы профессии, пришлось преодолевать многие стереотипы и мифы, например, что получить высокооплачиваемую должность можно лишь при наличии на собеседовании сумки за 200 тысяч рублей. Вскоре я все-таки ушла работать в пиар-агентство, в которое меня взяли за увесистую папку с публикациями, проигнорировав бренд моей сумки. Я полностью переключилась на пиар, однако переосмыслить работу помог декрет — в котором я стала развивать собственную пиар-студию.  Сейчас я развиваю не только собственные проекты, но и занята общественной деятельностью, как заместитель председателя Союза Пиарщиков России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, автор телеграм-канала с мастермайндами для пиарщиков и соорганизатор Всероссийского Петербургского Пиар-Саммита.

София Бобрик, основатель и генеральный директор международного PR агентства TechWaves Comms:

Я окончила факультет журналистики РУДН и все 4 курса мечтала работать на телевидении. Но сколько я ни стучалась в двери редакций никто не брал меня. У меня был опыт, знания и желание работать, но этого было недостаточно. Тогда я  решила, что мне стоит сменить фокус и посмотреть на соседние профессии. 

После множества отправленных запросов на вакансию младшего PR менеджера и отказов мне пришел положительный отклик из ИТ компании на собеседование. 

Виктория Устиненко СЕО агентства PretoBusiness, CMO Международной организации Transdiscipinary Agora for Future Discussion:

 После окончания ВУЗа ушла работать в журналистику, и уже там по долгу службы пришлось писать первые пиар-статьи для ресторанов. Часто журналисты становятся пиарщиками, и наоборот. Я думаю, что это правильный путь карьеры, поскольку позднее дает возможность понимать друг друга и договариваться. Ведь частенько эти две специальности по разные стороны баррикад.

Александра Авдеева, основатель бутикового PR-агентства “ЗНАТЬ”:

 Я окончила Сибирский федеральный университет (СФУ) по специальности журналистика с красным дипломом.  Однако, побывав на практике на телевидении, поняла, что для меня это сфера достаточно сильно регламентирована. Для молодых сотрудников условия достаточно жесткие, и при низкой зарплате достаточно высокие требования. 

Когда я переехала в Санкт-Петербург, то решила реализовывать себя именно по специальности PR-менеджера. В этой сфере достаточно много вакансий, а также можно самостоятельно выбирать компанию для продвижения. Кроме того, PR-менеджер — это гибкая, креативная специальность, которая совмещает в себе многие направления. Например, работу с текстом, общение с людьми, создание промо-акций, коллабораций, следование трендам. 

Спустя несколько лет в профессии пиарщика, я выбрала своей специализацией продвижение в СМИ, начала работать на себя как индивидуальный предприниматель. 

Многих привлекли возможности реализовать свой креатив и бесконечный нетворкинг.

Ульяна Громова, CEO GromPR:

Эта интересная история началась, когда мне было 5 лет. Я придумывала истории и рассказывала их своим друзьям и знакомым. Мое творчество вдохновляло окружающих, они верили, тому, что я говорю. Сказки, рассказы, зарисовки привели меня на журфак. Но оказалось, что в СМИ писать нужно не то, что я хочу, а что нужно редакции. Я открыла свою газету в 18 лет, опыта было мало, поэтому она продержалась всего полгода.  В 20 лет я проходила стажировку в PR-агентстве, и тут мои навыки сторителлинга оказались востребованы. Одному из брендов нужно было продвинут продукт и изобрести нативный инфоповод. С задачей я справилась, меня это очень зажгло. Так начался мой долгий путь в PR.

Другая часть пиарщиков пришла из маркетинга и рекламы.

Макс Федоров, сооснователь брендингового агентства ENDY, PR-директор:

Я пришел в пиар из продаж. За 15 лет в моей записной книжке накопилось больше 5000 контактов директоров по маркетингу, бренд-менеджеров, управляющих и собственников бизнеса, то есть тех людей, которым я когда-то что-то продавал или с которыми работал. Многие из них стали агентами влияния и адептами нашей компании, поэтому развивать отношения с ними можно только выйдя на уровень выше. 

Пиар для меня — это следующая ступень после продаж. Формируя у общественности личный бренд и бренд нашей компании — брендингового агентства ENDY — я усиливаю продажи. 

Екатерина Конькова, основательница коммуникационного агентства GLUBOKO: “Весь мой карьерный путь до PR так или иначе строилсявокруг коммуникаций, где бы я не работала — от позиции секретаря в юридической компании или оператора в медицинской сервисной службе в студенческую пору до директора по АХО чуть старше. Способность выстроить диалог с человеком любой специфики, договориться, или «сделать невозможное» — это черты настоящего пиарщика и они у меня были всегда, поэтому когда появилась возможность попробовать себя в этом направлении, я не раздумывая пошла. Это активная профессия, которая помимо навыков общения и творческой жилки, требует высокой работоспособности, многозадачности, умения быстро принимать верные решения и сохранять оптимизм при любом раскладе. Ожидания полностью оправдались. Работа пиарщиком — это стиль жизни.

Впрочем есть в российском пиаре и люди с профильным образованием:

Лев Хлыновски, директор по связям с общественностью в Xive:

Не было момента в моей жизни, когда я сказал: все, вот с этой секунды я — пиарщик. Это произошло само собой.

Помните, речь С. Джобса про красные линии? Он рассказывал студентам, как зачем-то ходил на курсы каллиграфии. А потом, спустя несколько лет, полученные на этих курсах знания — помогли ему сделать лучшие оптимизированные шрифты на мониторах Apple. Мы не можем заглянуть в будущее, узнать, где нам пригодится полученный сегодня опыт. Но можем оглянуться назад и увидеть, как эти самые «линии» соединяются, образуя наш профессиональный путь.

Я учился на журналистике, позже на рекламе. Работал в редакции, и пиарщики были для меня ребятами из другой команды. Очень доставучими ребятами, которым постоянно что-то нужно питчить — звонить и писать мне даже ночью. Но похоже, я слишком хорошо узнал своего «врага» в лицо. Журналистский и маркетинговый опыт сложились в картинку: пиарщику как раз нужно уметь и писать, и продавать (смыслы).

Наталия Брицко, независимый PR-консультант и SMM-эксперт.

 Сложно в 17 лет решить, чем ты будешь заниматься всю свою оставшуюся жизнь. Помню, я листала популярный в те времена журнал «Куда пойти учиться в Омске?» и наткнулась на описание вакансии специалиста по связям с общественностью. 

Среди незнакомых слов вроде «коммуникации», «бенчмаркинг» и «брендинг» мои глаза выхватили единственное знакомое словосочетание «написание текстов». И я решила, что буду поступать туда потому, что писать — это то, что у меня получалось лучше всего.

Удивительно, но факт, среди коллег есть и “случайно” попавшие в профессию люди ( хотя в нашем деле случайностей не бывает). 

Айта Лузгина, партнер и директор по развитию агентства Интериум: 

В пиар я пришла случайно, но не пожалела об этом. Первоначально хотела пойти на философское отделение, но поступила на политологию — конкурс там казался не таким забитым.

На 3 курсе я пошла на практику в свое первое агентство и осталась в нем работать на 3 года. Пиар меня увлек, и я довольна своим карьерным выбором, несмотря на его некоторую спонтанность. Конечно, работа в коммуникациях подходит далеко не всем — здесь нередки переработки, нерегулярный график, постоянная смена практик и бизнес-инструментов. Но эта сфера очень динамична в силу динамичности инфополя и одна из передовых в России по цифровизации — а для меня это большой плюс.

Многие пришли в пиар с благой целью — помогать людям.

Анжелика Толочная, основатель и руководителем пиар-центра «ГОРОД»:

Моя основная работа заключается в том, что я помогаю людям становиться популярными. Но что подтолкнуло меня к этой профессии?

В нынешнее время наша жизнь на постоянной основе связана с соц.сетями и всем медиапространством. Однако желание заявлять о себе только через социальные сети все менее и менее эффективно, поскольку обстоятельства могут меняться каждый день.

А вот СМИ живут уже много лет. И будут жить. И доверяют им в разы больше, поскольку всех подряд в них не публикуют. Именно поэтому я решила стать пиарщиком — специалистом по связям с общественностью. У каждого есть возможность стать известным — в этом я им помогаю.

Читайте в этом номере

Скачать журнал
+7(921)373-28-32
ngbpress@mail.ru